Наравне с двумя классическими русскими вопросами – «кто виноват?» и
«что делать?» существует и третий – «зачем Герасим утопил Муму?» Ответ
на него знают только школьные учителя: лишь они перечитывают эту
повесть во взрослом возрасте.
Я никогда не могла понять, с
какого перепуга «Муму» заставляли изучать младших школьников. Разве что
для того, чтобы дети ужаснулись гримасам крепостничества. Дети и
ужасались, и рыдали, и жалели собачку, и проклинали не только барыню,
но и Герасима, который сгубил безвинного спаниеля. А почему он это
сделал – пятикласснику не понять. Проходят годы, а осадок, как
говорится, остается: про такую вопиющую несправедливость позавчерашний
школьник перечитывать не хочет, даже если он фанатеет от творчества
Тургенева. И вопрос «за что?» превращается в риторический.
Но
ответ на него существует: Герасим утопил Муму, чтобы отдать моральный
долг благоволившей к нему барыне. Он собственными руками убил
единственное существо, которое любил, - и стал свободным. Настолько
свободным, что это осознала даже его хозяйка: собиралась за ним
послать, да не послала. Поняла, что нет уже у нее власти над бывшим
холопом. И вот вам четвертый русский вопрос: при чем здесь Муму?
Детям светит мало
Год
назад, после того как был перемещен памятник Бронзовому солдату, одна
моя знакомая сказала: «Все, больше я им ничего не должна». И тем самым
выразила точку зрения – скажем так – некоторых слоев русскоязычного
населения. В том числе и того слоя, который еще не так давно назывался
межклассовой прослойкой, а после мучился комплексом исторической вины,
когда слушал рассказы об оккупации Эстонии. Представители этого слоя,
будучи рожденными здесь, сдавали экзамены на гражданство и
разнообразные категории, воспитывали в себе лояльность к государству,
пробивались сквозь тернии к звездам и наивно верили (как и их предки),
что все перемелется, мука будет, а дети уж точно заживут хорошо.
Эти
люди считали, что на них, никогда не бравших в руки оружия, не
написавших в жизни ни одного доноса и родившихся уже в «советской
Эстонии», как бы ложится тень вины их отцов. Хотя и отцы, и деды многих
из них тоже были раскулачены, сосланы, «разоблачены», расстреляны... Но
после апрельских событий это чувство вины исчезло – моральный долг
отдан. Правда, свою «Муму» они погубили не сами: Тургеневу такой
литературный ход – барыня, собственноручно топящая собачку, – и в
страшном сне не снился.
Моя коллега задала вопрос, тоже
риторический: почему ни за одного человека у нас не заступались так,
как за памятник? Неужели символ важнее живой души? Попытаюсь ответить.
Во-первых, люди, увы, эгоистичны, и когда обижают других, многие тихо
радуются, что их это не коснулось: переживает сам обиженный, его
близкие и несколько человек с обостренным чувством социальной
справедливости. Но затея с переносом Бронзового солдата обидела очень
многих одновременно. Второе – основные реки крови всегда проливались за
символы: вспомним, хотя бы, крестовые походы. Третье – символ абсолютно
беззащитен, он не может постоять за себя сам.
Глухонемая барыня
Есть
и другая русская точка зрения по поводу «бронзовой ночи» – на нас лежит
новая вина: как стыдно, разгромили город, хулиганы и т. д. Но есть и
«эстонская» точка зрения, отличная от официальной.
Минувшей
осенью я встретила свою старинную приятельницу-эстонку, которую не
видела пару лет. Не успели мы поздороваться, как она вдруг заявила:
«Прости меня, пожалуйста». Я (опять же как Муму, но уже из анекдота)
удивилась: за что? «За памятник, - ответила она. – Я не хочу, чтобы ты
думала, что все эстонцы такие». А я и не думаю. Я знаю, что и эстонцы,
и русские, и, допустим, испанцы, бывают абсолютно разными и с
национальностью это не связано никак. И всем нормальным людям это
известно. И та женщина, которая говорила, что больше «им» ничего не
должна, под местоимением «им» подразумевала не эстонцев, а эстонское
государство.
И сейчас, когда на многочисленных форумах,
круглых столах и семинарах многие сетуют на то, что эстонцы
«русскоязычных» не слышат и с ними не говорят, сетующие тоже имеют в
виду государство. Снова интересная аллюзия на Тургенева – барыня,
утопившая Муму вместо Герасима, – глухонемая. Во всяком случае, в
псевдообщении с приблизительно третью ее «крепостных» Герасимов.
Да,
эстонцы – разные. Но государство у нас вот уже 17 лет одинаковое.
Меняются правящие коалиции, премьеры, президенты... Убогого Герасима
любит только оппозиция. Да и то не всякая, и ровно до тех пор, пока она
таковой остается. Перестает быть оппозицией – так и норовит отнять
какую-нибудь Муму. Образование на русском языке, к примеру. Или вид на
жительство. Или историческую память. Или «право нации на
самоопределение». По сути, всех русских собачек уже давно утопили, год
назад оставалась одна-единственная и оттого особенно дорогая. Поэтому и
реакция была столь бурной.
Герасим может уйти
Давайте
забудем о психологии толпы. Давайте предположим, что в прошлом году на
Тынисмяги не было провокаторов. Давайте условно согласимся, что киоски
и магазины громили исключительно русские. Давайте опустим, что основная
масса народа, пришедшая на место, откуда убрали памятник, просто
выражала протест, а не хулиганила. В любом случае, раз так произошло -
значит, у Герасима, извините, накопилось. И выплеснулось. И об этом
стоит задуматься.
Я полагаю, что рано или поздно какое-нибудь
правительство задумается. И поговорить захочет. Но вот только с кем?
Потому что из русской точки зрения «Я больше им не должен» проистекает
следующая русская позиция: я с «ними» теперь разговаривать не желаю.
Законы соблюдаю, налоги плачу, памятник Таммсааре не пачкаю, но при
этом знать ничего не знаю, нахожусь во внутренней эмиграции, а детей
нацеливаю на эмиграцию реальную: все равно куда. А там, глядишь, тоже
уеду (по Тургеневу – «он шел... с какой-то несокрушимой отвагой, с
отчаянной и вместе радостной решимостью»). Государство с такой позицией
не знакомо? Естественно, ведь в данном случае не разговаривают с ним. И
не слышат его. Герасим – он и есть Герасим. Глухонемой, что с него
взять?
К сожалению, многое происходящее у нас под маской
восстановления исторической справедливости - не что иное, как
элементарное сведение счетов. Месть. Но месть непродуктивна. Она
способна разрушить все, а породить – только ответное желание мести. И
круг этот порочен. Поэтому сводить счеты и доводить людей до отчаянья
не нужно никогда. Зато нужно уметь прощать: это по-христиански. А для
того, чтобы история не повторялась, нужно просто помнить. Я помню. А вы?
Наш один из самых почитаемых святых в Эстонии это Александр Невский... Не случайно царь посвятил один из значимых храмов Таллинна этому святому..линк тут: http://www.orthodox.ee/index.php?d=estsvjat/nevski
Говорят что когда народ отказывается от своей религии он теряет себя... С этой точки зрения мы потеряли многое, если не сказать всё, перестав молиться Перуну.. Но всё меняется, и к лучшему :) ... Не всегда же в потёмках бродить в целях самопознания смешенного этно-народа-себя :)
Посколько у русских сейчас главная религия - православие, а у нас один из самых почитаемых святых - Невский,а потом я считаю безусловно подвиг Исидора и с ним 72 святых, линк тут:http://www.orthodox.ee/index.php?d=estsvjat/jurjev Всё что я хочу сказать это- мне кажется всёравно где стоит памятник, но конечно мне жаль что Ансеб оказался бескультурным чмом, что решился сам решать где ему быть...Лично мне конечно военное кладбище - более уместное место для останков, но монумент безусловно я бы оставил там где он есть... но павшим конечно место на кладбище, то как они перенесли памятник, этот способ-просто плевок в лицо.... Подло было делать это втихую... Сволочи..Изменения в обществе необратимы после этого... Но с другой сторонны более важным сейчас сохранить русские школы и нашу веру более чем что-либо ещё... Подвиг 72 говорит сам за себя.... Иноки попробовали взять их веру и все как один умерли за неё...это есть подвиг и лично для меня пример для подрожания, остальное я думаю я не вправе судить..
Но вправе отметить что по христиански я могу конечно простить всё... но православие это национальная религия... Как думаете какие интересы отстаивает нацианальная религия.?... Я о том что в России уже давно есть полковые священники и имамы ( мусульмански священники и проповедники Мухамеда, мир ему) которые благославляли бойцов в Чечне на благо России и той же Чечни... :) По-этому приоритеты должны быть соответствующие и неважно что стоит в паспорте... мы либо православные либо нет... либо русские либо нет...Это называется самосознание..популярное слово :) . Я например имею большую симпатию к мусульманам ( лучший друг мусульманин, также об учении Будды не могу ничего плохого сказать), но традиции не выбирают... Главное жить в мире со всеми и не судить, но уж если притесняют то действовать отстаивая своё национальное право :) ... Наша вина что в Эстонии случилось то что случилось и происходит то что происходит... Ну не было 400 000 на Тынисмяги в тот день, а где они были ? Натуралтзвались :) ?