Главная » 2008»Февраль»19 » Это надо знать : Инструкция по работе со Скорой и Неотложкой
Это надо знать : Инструкция по работе со Скорой и Неотложкой
11:08
1. Звоним.
Не преуменьшайте и не преувеличивайте симптомы. Я понимаю, что иногда
возникает желание простимулировать быстрый приезд в стиле: "Белый,
белый и весь горячий", но последствия этого могут быть обратные: если
будет понятно, что вы врете, доктор из трех имеющихся вызовов выберет
сначала первые два, а уже потом - ваш. Потому что там что-то не то. Умалчивать
и сокращать описание тоже не стоит: если боль в сердце плюс падение,
плюс холодные конечности и онемение, то описывайте все, а не только
боль в сердце. Во время разговора требуйте объяснить, что вам сейчас
делать. У вас должны быть простейшие инструкции, как обращаться с
человеком до приезда врача. И эти инструкции вам должны дать. Если нет
- звоните любым знакомым врачам, независимо от степени близости с ними.
Врач любой специальности, закончивший медицинский институт, хотя бы в
общих чертах помнит, что делать. Не бывает офтальмолога, который помнит
только и исключительно глазные болезни.
Важное дополнение из
комментов: спросить у диспетчера скорой/неотложки, куда вы дозвонились,
о номере высылаемого/направляемого к вам наряда и фамилию их старшего.
Если они вообще не приедут или будут тормозить, то это может стать
уликой при предъявлении претензий в суде. Лучше, кстати, вызывать по
мобиле со встроенным диктофоном (типа Сониэриксон К300) и записать на
него разговор.
От tanchik: на самом деле, действительно такое
было и это важно. У моих знакомых парень попал под поезд, упав с
товарняка, на который он заскочил покататься, и с раздавленными ногами
сам вызывал себе Скорую. Детский голос и невероятность ситуации привели
к тому, что к нему никто не хотел ехать и его просто посылали, пока он
не потерял сознание. Потом тот же Эриксон его спас, когда в темноте
работник железной дороги увидел моргающий огонек телефона.
2. Ждем.
Состояния бывают разные, конечно. Тут я описываю лишь состояние БЕЗ
ТРАВМЫ. При травме, особенно автомобильной, на улице, при кровотечении
и прочем, не надо двигать и перекладывать больного, из-за этого можно
сделать хуже. При серьезном кровотечении - требуйте инструкций прямо
сейчас, что делать, от знакомого врача или диспетчера Скорой, я не
возьмусь описывать все виды кровотечений, правильные действия и
опасности неправильных действий. Во-первых, вы это все равно не
запомните, во-вторых, тут нужно действовать по ситуации.
Но общий принцип действий, если это не травма, примерно одинаков: -
Положите больного на высокие подушки, чтобы голова была приподнята над
уровнем постели примерно на 30 градусов. Если лежит на полу и вам не
поднять, положите подушку на пол. Голову набок, не держать ее прямо. Не
запрокидывайте человеку голову. Смотрите чтоб не запрокидывал сам и
чтоб не держал прямо сам, рвота может быть внезапной;
- Откройте форточку или окно, чтобы в помещение поступал свежий воздух;
-
Измерьте артериальное давление, если есть возможность. Если оно
повышено, дайте лекарственный препарат, который больной обычно
принимает в таких случаях. Если лекарства под рукой нет, опустите ноги
больного в умеренно горячую воду;
- Запишите название и
количество всех принятых самостоятельно до вас лекарств прямо сейчас,
пока есть время вспоминать. За последние сутки. Дайте этот список с
собой;
- При наличие рвоты следите, чтоб голова была повернута
набок, чтобы рвотные массы не попали в дыхательные пути. После рвоты
попытайтесь тщательно очистить от рвотных масс полость рта. Это
делается просто тряпкой. Не бумажными салфетами. Не туалеткой бумагой.
-
Если боль острая, в животе/пояснице и легче сидеть согнувшись, пусть
сидит как легче, не надо укладывать насильно. При острых болях в животе
не принимайте Но-шпу, а также анальгин и другие обезболивающие. Иначе
"смажете" симптомы "острого живота" и ваш больной может куковать в
приемном покое 10-12 часов, пока симптомы, показывающие что нужна
операция, не появятся снова.
- теперь самое неприятное:
тщательно рассматривайте рвотные массы, а в случае проблем с животом -
стул. Цвет, консистенция, наличие посторонних включений, пена. Это
бывает нужно для диагноза, и даже если в "Скорой" не спросят,
расскажете в приемном покое;
- и последнее. Спросите о состоянии
и симптомах хотя бы по опроснику ниже, запишите ответы, чтоб ничего не
напутать и не забыть. Если к приезду врача человек будет уже без
сознания, то эта бумажка может стать очень ценной.
3. Общаемся с приехавшим врачом. Давайте
исходить из самого плохого развития событий, что больной в возрасте, а
врач будет пытаться не госпитализировать его по этой причине, при этом
для вас причины могут быть озвучены совем другие. Хотя в
действительности это встречается нечасто, но мы должны быть готовы
именно к этому.
- до разговора, до осмотра, прямо в дверях
доброжелательно, с извинениями, но крайне настойчиво интересуетесь
фамилиями приехавших, номером бригады и подстанции, лучше даже по
документам, и демонстративно записываете эти данные. Объясняя что да,
мол, паранойя, но у моих друзей/знакомых был неприятный случай. Потому
что если вы это не сделаете сразу, а разговор пойдет в плохом
направлении, потом это сделать будет затруднительно. А найти координаты
уже уехавшей бригады будет еще сложнее. Да и вам скорей всего будет не
до этого, плюнете.
- запомните: при состояниях, угрожающих
жизни, никакой полис не нужен. Точка. Этот вид помощи оказывается ВСЕМ
нуждающимся. Что бы вам не говорили. И обострение любого хронического
заболевания, сопровождающееся тяжелым состоянием, не является поводом
для отказа в госпитализации и вызова просто участкового.
- при
попытке отказать в госпитализации требуйте письменный отказ, с датой,
полной подписью врача и основанием. Не отпускайте врача без этого
отказа. Предупредите, что прямо сейчас вызываете новую бригаду. Дело в
том, что документы, описывающие состояние больного и принятые меры по
улучшению состояния должны быть написаны у вас дома, но реально они
пишутся в машине или уже на подстанции, и что там напишет врач, вы не
узнаете, но по тем документам он будет прав, отказав в госпитализации.
А когда он пишет отказ при вас, вы можете контролировать написанное.
Типа: "после введения того-сего боли прошли, давление в норме, ЭКГ в
норме, состояние улучшилось, жалоб нет" - это невозможно написать в
вашем присутствии, если это не правда. А вот написать это уже вне
вашего дома легко, и никогда вы потом не докажете, что этого не было,
ведь бумажка якобы пишется при вас.
По поводу ЭКГ: если
госпитализации не происходит, пленки увозят с собой. Настаивайте на
второй пленке, которая останется у вас. Нет пленки? Заплатим. Можно
снимать только один раз? Правда?? Хорошо, я сейчас позвоню по горячей
линии и уточню этот вопрос, секундочку (про это см. ниже). Почему это
важно? Во-первых, пленка в любом случае будет полезной при дальнейшем
лечении, а во вторых - если там серьезная патология, доктор поймет, что
этим оставляет вещественные доказательства своего неправомерного отказа
в госпитализации. И увидите сами, это довольно сильно повлияет на его
решение, стоит ли с вами связываться.
- спрашивайте и
записывайте САМИ все препараты и их количество, которые введены во
время приезда врача. Если госпитализация будет осуществлена следующей
бригадой, им лучше будет знать точно, что делала предыдущая. Если этой
- эти данные могут понадобиться в приемном покое, и пусть лучше они
будут продублированы, чем пропущены.
- выпишите с сайтов и
оставьте всем своим родственникам телефоны горячих линий департамента
здравоохранения вашего города. Это - ваша возможность доказать свою
правоту. Это то, что пугает врачей, которые не хотят госпитализировать
пожилого родственника. Но не забудьте, что до звонка вы должны иметь на
руках доказательства: данные на врачей, номер бригады, письменный
отказ, пленки ЭКГ.
Если разговор складывается совсем плохо,
независимо от ваших действий, предупредите что сейчас одновременно
вызываете вторую бригаду и что звоните по этим телефонам. Что вы знаете
свои права и будете за них бороться. Это последнее может реально
изменить решение врача на противоположное.
- и напоследок:
если вам кажется, что состояние несерьезное, уже стало лучше и вы сами
хотите оказаться от госпитализации, которую предлагает врач, попросите
разъяснить показания для госпитализации, почему она нужна и чем грозит
ее отсутствие. Не самый большой процент врачей потащит больного в
стационар просто "на всякий случай", без повода, беря на себя эти
дополнительные часы возни и хлопоты. Так что если вам кажется, что это
ерунда, лучше убедитесь в этом и постарайтесь разобраться нормально.
Еще раз, позвоните всем знакомым врачам независимо от их специальности,
и попросите разъяснить их. Страшилки о том, что бывает в подобных
случаях, лучше опущу - умным людям достаточно самого понятия, а дурака
все равно не переубедишь.
Апдейт1: немного сумбурно,
но надеюсь что коллеги не поленятся исправить и дополнить. Примерный
опросник для немедика перед звонком в "Скорую" или "Необложку", а что
собственно происходит с человеком: Все, что с ним не так, выспрашиваем минут пять и пишем столбиком на бумажке.
Опрос примерно по такой схеме: 1.
Что болит? Голова? Живот? Поясница? Сердце? Как болит, остро, тупо, как
давно, куда боль отдает? С чего началось? Что принимал, что было? 2. Жар-холод-озноб? Онемение? Температура? 3.
Ощущение давления? В голове? На глаза? В груди? Слабость? Падал? Шум в
ушах? Были ли проблемы с давлением? Попросить надуть щеки, потом
высунуть язык. Симметрично? 4. Тошнит? Рвота? Стул? Какие? Для
женщин: выделения? Сколько? Как давно? Как давно были месячные, был ли
риск незащищенного секса? 5. Какие есть заболевания (если вы этого
не знаете сами)? Диабет и на инсулине? Дайте сахар/попить
сладкое/печенье, если в сознании и не подавится. Если состояние с
повышенным сахаром (гипергликемия), сильно хуже вы не сделаете уже, а
вот если это гипогликемия, когда сахара мало, то ваше действие может
быть очень вовремя. 6. Что еще ненормального в состоянии, чего не было раньше?
Апдейт 2:
что делать, если происходит отказ приехать, уже по телефону? Звонить
еще раз, настаивать, требовать объяснения, угрожать телефонами горячих
линий. Разговоры на подстанциях обычно пишутся, и при наличии
инцидента, если отказ необоснован, попадет по шапке и диспетчеру, и
ответственному врачу. Могут прислушаться и сдаться настойчивости, во
избежание неприятностей. Звонить всем знакомым врачам и просить
проконсультировать, как заставить приехать. Наконец, вызывать платную
Скорую, если время не терпит и есть средства. Обоснованный отказ в
приезде: состояния, при которых не нужна экстренная помощь. То есть
больной сам может дойти до участкового или специалиста и там получить
лечение. Это состояния, при которых ничего катастрофичного в ближайшее
время не произойдет. А также это состояния, которые уже были у человека
неоднократно и которые на самом деле он вполне может купировать сам
(нетяжелый приступ бронхиальной астмы, хронический бронхит, обострение
желчнокаменной, обострение ишемической болезни сердца не в перый раз,
стандартное повышение давления без дополнительных симптомов и прочее,
прочее). Если разговор складывается так, что возникает ощущение, что
это состояние не впервой и как с ним бороться, сам пациент прекрасно в
курсе, можно получить отказ. То есть отсутствие под рукой нужного
препарата не повод, чтоб его привозили с мигалкой.
Апдейт 3:
состояния, при которых отказ в госпитализации действительно обоснован.
К сожалению, это невозможно описать четким списком. Дело в том, что
отказ это состояние, когда проверены и отсутствуют все показания для
госпитализации при данной патологии. А показаний к госпитализации,
которые должны отсутствовать для обоснованного отказа, при каждой
патологии штук 10-20. Так что думаю что это просто нереально. В
общих чертах: состояние хроническое, диагноз ясен, в результате
действий врача произошло улучшение и дальнейший прогноз хороший, а
дальнейшую и поддерживающую терапию назначит участковый. То есть после
отъезда врача нет риска ухудшения опять, что происходит с человеком
понятно на 100%, никаких сомнений, и умирать больной в ближайшее время
не будет. Или наоборот, будет, но от того, от чего в больнице ему уже
не помогут (рак, например).
Апдейт 4: транспортировка до
машины. Да, водитель не обязан тащить носилки и врач не всегда имеет
возможность этим заняться. И не обязан искать того, кто будет тащить. В
ваших интересах заранее пробежаться по соседям, позвонить родственникам
и друзьям и опеспечить руки, которые помогут дотащить больного до
машины. Плохие отношения с соседями? Предложите 50-100 рублей,
объясните что они сами могут оказаться в такой же ситуации..
Вот как-то так. Огромная просьба коллегам, если есть дополнения и исправления, подсказать.