Последние
заседание организованного Центристской партией форума "Гражданский мир"
было посвящено проблемам демократии. Но обсуждались проблемы не столько
демократии в Эстонии, сколько проблемы русских в Эстонии, проблемы
интеграции и демократии для русских. Я намеренно пишу "русских", вместо
принятых в прессе и у официальных лиц терминов "русскоговорящие",
"представители национальных меньшинств", "неэстонцы" или нового слова —
"инородцы". Я человек с "улицы", а на "улице" наше общество разделено
на русских и эстонцев. И демократия у нас разделена на демократию для
русских и демократию для эстонцев. |
Мне
запомнилась вступительная речь господина Сависаара, где он выразил
сожаление о том, что неэстонская часть населения Эстонии менее активна
в политической и общественной жизни, что выражать свое недовольство
можно не только погромами и что в мирном восстановлении независимости
Эстонии в том числе есть заслуга неэстонской части населения. Я думаю,
что в трёх этих тезисах заложена суть проблем демократии и интеграции в
Эстонии. Основная проблема
эстонского государства — русские, проблема созданная искусственно. 16
лет назад, во время восстановления эстонской республики и зарождения
эстонской демократии, русских искусственно выбросили из демократических
процессов строительства эстонского государства, лишив их вместе с
гражданством основных демократических прав и поставив перед этими
правами языковую стену. Есть два объяснения, для чего это было сделано.
Первое, надуманное и
официальное, для внутреннего эстонского употребления и для экспорта в
страны старой демократии: эстонское государство было оккупировано
Советским Союзом, против эстонского народа был учинен геноцид, и в СССР
эстонской культуре и языку был нанесен непоправимый урон. Что было на
самом деле, многие из нас и так помнят. Нельзя отрицать факт сталинских
репрессий, но кто от них пострадал больше, русские или эстонцы, еще
стоит подумать. Факт оккупации —
с этим можно долго и много спорить, я готов признать таковой факт, если
все, подчеркиваю, все партийные и советские номенклатурщики,
проживающие сейчас в Эстонии, будут осуждены за государственную измену.
Об уроне эстонской культуре и языку в период ЭССР очень трудно
рассуждать, придерживаясь государственной идеологии. Достаточно
вспомнить певческие праздники, а количество театров, играющих на
эстонском языке, и предметов, преподаваемых на эстонском в вузах ЭССР,
по необъяснимой причине было больше, чем на русском языке. Второе
объяснение чисто прагматичное: молодому эстонскому государству надо
было выбираться из экономического коллапса, да так, чтобы зарождающаяся
национальная элита могла быстро обогатиться и построить для себя
надежный фундамент для обеспечения своей как государственной, так и
экономической безопасности. Выбросив
из политики треть населения, "молодые эстонские демократы" легко и
демократично распределили национальное богатство за счет этой трети,
как в свою пользу, так и в пользу эстонцев. А для усиления своей власти
среди эстонцев эстонская элита придумала миф о "русскоговорящей
угрозе". Был создан внутренний враг, угрожающий эстонской демократии и
государственности, а значит — угрожающий эстонской нации. Но был ли на самом деле этот враг? Вспомним,
как Эстония обрела независимость. Все тогдашние попытки Кремля вызвать
в Эстонии сопротивление со стороны русских провалились. Эстония обрела
независимость мирным, без единого выстрела путём. Почти 3 четверти
русских поддержали независимость Эстонии, разве это не доказательство
лояльности как к эстонскому государству так и к эстонскому народу? Но
русских в Эстонии предали, превратив их в дешевую рабсилу, необходимую
для строительства экономики и обогащения национальной элиты. Русских
лишили родины. Но "решив"
русский вопрос, эстонская элита получила русскую проблему. Русские
Эстонии стали разменной картой в игре между Западом и Россией,
естественно, на эстонское государство началось давление, и тогда была
изобретена интеграция. Западу разъяснили — русские не могут принимать
участие в демократических процессах, так как им мешает отсутствие
знания государственного языка. Был выдуман постулат, который обрел свою
форму в виде рекламного слогана — "Язык прокормит", кстати, хочу
заметить, прокормит, но не даст равных прав. Сейчас
говорят, что старая программа интеграции провалилась потому, что
русские вышли громить витрины. Погромы, в которых принимали участие не
только русские, были вызваны не провалом интеграционной политики как
таковой. Погромы стали следствием кризиса демократии в государстве, в
котором одна треть "демоса" была искусственно отодвинута от управления
этим государством, что повлекло за собой игнорирование правящей элитой
интересов этой трети в пользу эстонцев. Помнится, пару лет тому назад,
в подтверждение успехов интеграционной политики наша элита хвасталась
динамикой роста получения эстонского гражданства по натурализации, в
конечном итоге в Эстонии стало 10% русских граждан, но разве при этом в
Эстонии появилось 10% русских министров или в руководстве крупных
корпораций найдется 10% русских руководителей, а среди чиновников
сколько русских? Вот и выходит, что ни язык, ни гражданство не дают тех
возможностей, которыми обладают эстонцы. Для русских давно стало
очевидным, что ни отличное знание эстонского, ни гражданство не даст
русским равных прав, и русские для эстонцев будут оставаться людьми
второго сорта, угрожающими эстонской нации. На
форуме "Гражданский мир" во время свободного микрофона я сравнил
эстонскую демократию с древнегреческой. В древней Греции примерно треть
рабов была лишена всяких прав, выполняла тяжелую работу и позволяла
грекам строить свою демократию. Давайте заменим слово раб на
словосочетание дешевая рабсила и получим эстонскую демократию. Но
русские — рабы или инородцы или как там нас еще называют, только в
сознании эстонцев. Многие эстонцы удивлялись, как это русские могут
быть против чего-либо, например, против переноса памятника, когда мы,
эстонцы, позволяем им жить на нашей земле. Нет, для русских Эстония
такая же родина — родина, которую у них украла эстонская национальная
элита, сделав для русских Эстонскую республику злой мачехой, и с этим
воровством молча согласились эстонцы. Так,
кого надо интегрировать и кого надо учить демократии, чтобы не
разбивались больше витрины? Тех, кто доказал свою лояльность и не
противился восстановлению эстонского государства? Тех, кто молча сносил
все оскорбления, но строил эстонскую экономику? Или тех, кто считает
себя единственным хозяином этой земли? Тех, кто считает, что им кто-то
до сих пор что-то должен? Тех, кто считает проявлением
гражданственности и патриотизма знание языка, а не любовь к своей
родине? Сейчас поздно говорить
об истинной интеграции двух народов живущих в Эстонии. Русским нанесено
оскорбление, после которого многим стало безразлично эстонское
государство и демократия в Эстонии, многие русские перестали считать
Эстонию своей Родиной. Но что же тогда делать? Ответ прост, вернуть
русским родину, но вернуть ее прежде всего в сознании эстонцев. Теперь
ситуация изменилась, теперь уже эстонцы должны — ДОЛЖНЫ — признать, что
Эстония для русских тоже родина, признать моральное право русских иметь
на своей родине Эстонии гражданство, образование на родном языке, в том
числе и высшее, признать право русских говорить на своем родном языке с
государством и признать право на уважение со стороны эстонцев к русским
обычаям и истории. Иначе люди,
не имеющие родины, не будут уважать ту территорию, на которой живут, не
будут уважать своих соседей, и мы все будем жить под постоянной угрозой
повторения "бронзовой ночи".
|