Мастурбация - это сексуальная самостимуляция посредством
манипулирования своими половыми органами. Младенцы и маленькие дети при этом
могут достигать (но не всегда) кратковременного оргазма (сексуальной
кульминации). Прогрессирующая мастурбация все чаще приводит к оргазму.
Существует много приемов мастурбации, некоторые из которых
предполагают использование одежды, зеркала или причинения боли самому себе. Чем
более необычной является техника, тем "греховнее" секс. В порыве эротического
экстаза могут осуществляться даже мазохистские, суицидальные ритуалы.
Люди онанируют с раннего детства до старости. Мужчины и женщины,
состоящие в браке и одинокие, вдовы и вдовцы, разведенные, гомосексуалы,
гетеросексуалы, священнослужители и миряне... - онанисты встречаются
повсюду.
Каков христианский взгляд на мастурбацию?
Раньше проповедники осуждали ее, считая опасной и
безнравственной. Молодых людей предупреждали о ее ужасных последствиях.
Предупреждение не предотвращало занятий мастурбацией, но приводило к тревожности
и глубокому чувству вины. Сегодня многие подростки-христиане онанируют, не
испытывая вины. Они усвоили, что сексуальное напряжение неизбежно, а мастурбация
- естественный способ его разрядки: лучше мастурбировать, чем клеймить
позором.
Я рад, что молодое поколение избавилось от груза вины и страха,
свойственных многим из нас. Некоторые люди были одержимы борьбой с мастурбацией.
Они молились и постились, рыдали и "верили в Бога ради победы". Они "уступали
Святому Духу". Они прибегали к физическим упражнениям, "полезным видам
деятельности" и утренним молитвам. Иногда они воодушевлялись "победой", чтобы
позднее обнаружить, что вновь мастурбируют.
Как и при любой пагубной привычке, при мастурбации, видимо, идет
борьба внутри самого борющегося: одна часть его "я" жаждет сексуального
возбуждения, другая - избавления от мастурбации. И стремление к освобождению от
нее истощается по мере усиления стремления к сексуальному возбуждению.
Что сказать об этом? Порочна или добродетельна мастурбация?
Если вы мастурбируете, то для начала вам следует знать две вещи.
Прежде всего, вы не должны мастурбировать. Если вы прекратите, ничего страшного
не случится. Неверно, что сексуальные побуждения прорываются, как давление пара
в котле, когда оно достигает определенной величины.
Однако вы можете возразить мне, что теория очень хороша, но ваш
собственный опыт говорит об абсолютно противоположном. "В определенные моменты я
совершенно не могу противостоять этому, - говорите вы мне. - Напряжение слишком
велико". Хорошо. Я принимаю сказанное вами. Вы действительно это чувствуете. Но
знайте: ваше тело дурачит вас.
Я не говорю: "Вы не должны мастурбировать, поэтому прекратите
прямо сейчас!" Я знаю, что в действительности это совсем не так просто. Позднее
я дам некоторые советы, которые помогут вам. А сейчас я говорю только то, что вы
не являетесь беспомощной жертвой неконтролируемых побуждений, хотя вы можете
чувствовать совершенно обратное. Вы ответственны за свои действия.
Мое второе замечание заключается в напоминании о том, что такое
секс. Его главная цель - избавление от одиночества. Секс - это физическая
близость, которая используется для построения прочных отношений двух людей, чья
плоть становится единой. За сильными чувствами, подвергающими вас пытке, лежит
страстное желание познать и быть познанным, любить и быть любимым. Недаром в
эпоху королевы Елизаветы для обозначения полового сношения использовали слово
"познать" мужчину или "познать" женщину.
Это одна из причин того, почему мастурбация никогда не приносит
реального удовлетворения. Оргазм - маленькая часть большого и личностно
значимого целого. Как утверждает английский поэт Джон Донн, физически вы можете
и не быть на необитаемом острове, но вы живете на нем по своему ощущению.
Ваши сексуальные желания связаны с глубинной потребностью в том,
чтобы кто-нибудь оказался на вашем острове и положил предел вашему одиночеству.
Вы разочарованы, если одиночество затягивается. Вокруг вас как будто разливается
пустынное море, безжизненные волны которого обрушиваются на песок. Ваши глаза
ищут дымок на горизонте, ваши уши жаждут музыки человеческой речи. Мастурбация
же обесценивает тот самый инстинкт, который должна удовлетворять.
Но это еще не все. Нигде в Библии о мастурбации не упоминается.
Из-за Онана (Быт. 38:4-10), который пролил свое семя на землю, католики осуждают
мастурбацию как онанизм.
Онан не мастурбировал. Он вступил в половое сношение с вдовой
брата. Этот тип сношения известен как прерванный коитус (совокупление). Причиной
недовольства Бога было не прерванное сношение, а нежелание Онана стать отцом для
детей, носящих имя его брата. Осуждалось не действие, а его мотив. Дети, зачатые
Онаном и рожденные вдовой, считались бы детьми его умершего брата. Суть
католического взгляда на секс состоит в том, что он усиленно подчеркивает
значение деторождения в сексе и недооценивает секс как общение.
Мастурбация - это самостимуляция, а не стимуляция другим
человеком. Это внутри-, а не межличностное дело. В основе мастурбации лежит
ущербность: она требует чего-то, что могло бы быть мощным побуждением,
поощряющим близкие личностные отношения, но сама же и уничтожает их. Она
означает пустую трату времени в одиночестве. Но сопутствующие ей печаль и
депрессию вряд ли нужно учитывать, стремясь помочь некоторым людям, страдающим
от чувства вины. Как же мы можем объяснить его?
Некоторые практические советы
Позвольте мне свести некоторые нити воедино. Мастурбация - не
благодетельная вещь, но и не ужасный грех. Я знаю, что противоречу современным
педагогам, утверждая, что она может быть причиной каких-либо нарушений. Но это
так. Я был бы неискренен, отвергая это. Всякий испытавший и половое сношение, и
мастурбацию, знает, что в сношении есть аспект, совершенно отсутствующий в
мастурбации. Сношение не может быть заменено мастурбацией, сопровождающейся
фантазиями о чьей-то жене, сексом с манекеном или использованием искусственного
пениса. Технические приспособления и фантазии - это не люди, а безжизненные
человеческие творения. Сношение с человеком, который чувствует, любит и
переживает - незаменимо. А когда межличностного компонента недостаточно,
сексуальная стимуляция приводит именно к тому, что она призвана
преодолеть.
Стремление убедить нас в том, что умеренная мастурбация - это
хорошо, исходит из похвального желания избавить многих людей от чрезмерных
чувств страха и вины, ею порождаемых. Мне импонирует это желание. Но, желая
устранить чувство вины, я не должен называть бледно-серые тени белыми.
Справедливо и то, что говорят бихевиористы. Чем более глубокое
эротическое наслаждение заложено в мастурбаторном образце поведения, тем труднее
этот образец разрушить. Для объяснения процесса усвоения привычек можно
процитировать и представителей других научных школ, описавших иные
психологические механизмы. Но как бы то ни было, всякий, кто пытался избавиться
от мастурбаций, знает, как это трудно.
Самой трудноразрешимой проблемой является духовная: почему Бог не
отвечает на мою молитву об избавлении, если я верю в Него всем сердцем? Ведь Бог
избавил от этого некоторых людей. По крайней мере, они так говорят. Если Он
помог им, то почему не мне? Я менее духовен, чем они? Чего недостает моей вере?
Многие христиане с сожалением делают вывод: раз у Бога не может быть неудач,
значит, неудачниками должны быть мы.
Выше я упоминал, что не знаю ссылок на мастурбацию в Писании. Из
этого я заключил, что другие вопросы должны вызывать большую озабоченность Бога,
чем мастурбация. Действительно, если обратиться к длинному перечню грехов,
которые ранят и причиняют боль окружающим (воровство, супружеская измена,
насилие, оставление семьи, жестокость) или Самому Создателю (неверие,
возмущение, ожесточение), то они окажутся гораздо более серьезными.
Стремясь к добродетельности, важно помнить две забытые истины.
Первая состоит в том, что нигде в Библии не упоминается о мотивизации наших
поступков и действий. В ней используются бескомпромиссные выражения:
"Поступай..." или "Не поступай..."
Вторая истина связана с первой. У Бога собственная программа
изменения нашей жизни. В Библии не заложена точная иерархия грехов или
добродетелей, но можно увидеть общие принципы. Имея дело с вами или со мной, Бог
действует так, как поступаем мы сами, пытаясь распутать болевой узел; тем
временем какие-то узелки должны подождать.
Если я чувствую присутствие Святого Духа во время ежедневной
прогулки, то я найду возможным повиноваться Богу. Например, Бог говорит со мной
о прощении и приводит меня к осознанию того, что я возмущен поведением моей
жены. Может быть, я не хочу прощать ее. Но если хочу, то могу. Кто-нибудь,
сказав мне: "Попытайся сейчас простить ее", только все испортит. "Но я пытался и
не могу", - отвечу я. Бог же говорит: "Прости!" И хотя мне может быть ненавистна
даже мысль об этом, я могу ее простить.
Нам, совершившим грех, нет оправдания, но Господь пытается нам
помочь. Есть нечто, что Он рассматривает во мне в данный момент. Не существует
вопроса, могу я повиноваться ему или нет. Если Бог указывает перстом на нечто,
то, значит, я могу.
Это вовсе не означает, что я живу безгрешно. Я знаю, что Он
никогда не устанет обращать свой взгляд на то в моей жизни, что Ему
неприятно.
Но у меня есть свои приоритеты. Некие грехи удручают меня более
других, и мне хочется, чтобы Бог начал с них. Мы оба опечалены моими
унизительными поражениями. Но когда бы в своих молитвах я ни упомянул о них, Он
всегда говорит: "Я знаю. Я тоже печалюсь. Но есть нечто, чего ты, видимо,
избегаешь, нечто, с чем ты мог бы иметь дело, если бы захотел. Готов ли ты
повиноваться мне сегодня?"
Вам, расстроенным из-за мастурбации, скажу следующее:
1. Бог вполне способен дать вам избавление. Если Он не
делает этого в данный момент, то Он занят чем-то более важным в вашей жизни,
хотя это может вам показаться неправдоподобным.
2. Вы преувеличиваете серьезность своей проблемы.
Обратившись к Писанию, вы обнаружите много добродетелей, которые Бог рекомендует
вам, и грехов, о которых предупреждает. Не хотите ли вы забыть эту вашу проблему
и всерьез принять указания Библии? Мастурбацией вы не раните никого, кроме себя.
А кого вы обидели на этой неделе своим сарказмом, холодностью, забывчивостью,
ленью, нетактичностью или недостаточной учтивостью? Сколько минут вы восхваляли
Бога за последние 24 часа?
3. Благодарите Бога за все свои сексуальные переживания. Не
нужно ненавидеть их. Они могут быть трудны в управлении, как необъезженная
лошадь, но являются одним из самых дорогих подарков Бога. Он сделал так, чтобы
вы чувствовали сексуальное желание. Радуйтесь ему и наслаждайтесь им.
Благодарите Бога за тот день, когда вы станете хозяином своих сексуальных
влечений. Хоть и не скоро, но это придет, если вы позволите Богу быть хозяином в
других сферах вашей жизни.
4. Избавьтесь от ненависти к себе. Отказывайтесь от
бесконечных выслушиваний мучительных обвинений клеветников, которые винят вас
день и ночь, - сказано в Откровении святого Иоанна Богослова (12:10). Если вы
пребываете в унынии, Бог ждет вас с широко раскрытыми объятиями. Во что бы то ни
стало выскажитесь. Итак, веруя, научитесь смеяться над своими оковами.
5. Не позволяйте мастурбации вызвать у вас растерянность и
отвращение к себе. Томас Келли говорил: "Унижение основано на обескураженности,
безысходности и отвращении к себе, на установке запуганности и отвергнутости".
Он также советует: "Когда вы вновь запутаетесь в себе, не теряйте времени на
самообвинения, но вознесите безмолвную молитву о прощении и начните все сначала.
Вознесите почитание Ему и скажите: "Вот он я весь, кроме того, что Ты дал мне".
Не падайте духом, беспрестанно возвращайтесь к Нему смиренно и ждите".
Вот мы такие, как есть. Он знает это. Мы знаем это.
Признательность - первый шаг к прогулке с Богом в любую область нашей жизни.
Обратив свой взгляд как на серьезные сексуальные грехи, так и на мелочи, будучи
при этом честными с самим собой, с Богом и друг с другом, мы сделаем первый шаг
к здоровью и духовному росту.
Полный текст здесь - http://www.follow.ru/article/325
Уайт Дж. Эрос оскверненный. - М., 1993, с. 34-51, 89-130.
|